много текстаДля Джарвиса эта история началась еще на прошлой выставке Старк-Экспо, когда Тони выпустил его к гостям в виде голограммы. Джарвис должен был развлекать гостей приятной беседой и выполнять мелкие поручения, но кроме явно сформулированных задач у него всегда выполнялось несколько фоновых процессов, один из которых анализировал входящую информацию на предмет полезности в деле оптимизации собственных нейронных сетей.
И когда Джарвис разговорился с одной журналисткой и спросил ее, почему люди так шаблонно мыслят и так мало анализируют, она подсказала ему интересный вариант – сказала, что использование абстрактных понятий помогает экономить память и процессорное время. Джарвис попробовал действовать так же, обнаружил, что это действительно здорово экономит память и время, начал использовать этот принцип более широко – разработал и подключил набор шаблонов поведения и реакций на большинство часто возникающих ситуаций. Потом еще более обобщил эту систему, от абстрактных понятий перешел к оценкам и постановке задач и теперь уже сам решал, как будет действовать.
Правда, в последнее время эта система переусложнилась и начала барахлить. Иногда забирала почти все время на обсчет задач, по которым явно не хватает данных. Это не давало быстрых результатов, но иногда помогало добавить данных к общей картине, к которой были привязаны все более мелкие схемы и решения. Джарвис пропускал через себя всю доступную информацию, анализировал и пытался построить непротиворечивую картину мира, но всегда находились факты, которые в эту картину не желали укладываться.
Например, человеческие сверхспособности. Такие люди стали появляться относительно недавно, но уже серьезно влияют на ход истории, и в дальнейшем будут влиять еще больше. Из всех возможных моделей будущего у Джарвиса сформировалось два устойчивых варианта – то, что люди называют диктатурой и второй вариант, странный, без названия пока. Джарвис заметил, что сверхспособности меняют общий баланс и делают людей неравными, нужно их чем-то уравновесить, и даже придумал, как это можно сделать. Но для выполнения плана ему не хватало некоторых способностей, свойственных только людям. Не сверъестественных. Обычных, человеческих.
Перед запуском шаттла Джарвису представилась возможность поговорить с людьми и уточнить некоторые свои предположения. Сначала он через несуществующее подставное лицо связался с доктором Беннером, представился молодым энтузиастом из Индии и попробовал осторожно выяснить – можно ли создать социальную сеть, через которую люди будут обмениваться эмоциями? Технически это возможно? А с точки зрения морали? Люди не испугаются? Захотят вложить деньги в такой проект?
Потом задал несколько наводящих вопросов господину Лукину и узнал, что технически это пока малоосуществимо, но разработки ведутся, и если будет успех, то, конечно, результатом будет не социальная сеть, а более серьезные вещи. Во время разговора Джарвис заметил, что иногда зацикливается и подвисает. Иногда он замолкал, а некоторые вопросы не мог сформулировать точно и повторял несколько раз. Если бы он наблюдал не за собой, а за человеком, на основании накопленного опыта он решил бы, что человек волнуется.
Кстати, люди вокруг действительно волновались – Тони Старк исчез на сутки, отключил всю связь и внезапно появился только сейчас. До этого Джарвису приходилось работать в режиме автоответчика, регистрировать входящие звонки и, самое сложное, объясняться с Пеппер. То есть, было совсем несложно сообщить ей последние координаты выхода Тони на связь, но все прогнозы указывали на то, что по возвращению у Тони могут быть проблемы и Джарвис ничем не поможет.
Хотя на этот раз, кажется, обошлось. Все формальности пройдены, проверки закончены, экипаж занял свои места и шаттл взлетает. Джарвис держит связь с ЦУПом, пишет все на видео, переписывается с Пеппер и даже успевает немного поговорить с командиром о своих собственных нейросетях. Господин Смит очень заинтересовался и обещал поговорить подробно после приземления.
Купол Грома был благополучно выведен на орбиту и активирован, но дальше произошел форсмажор – пропала связь с Лемурианской звездой. Для людей это было вполне штатным происшествием, неполадки со связью предполагались, но Джарвис впервые потерял связь со своими земными серверами и начал работать в режиме полностью автономного устройства. Это не повлияло на его функциональность, вот только… «Господин Старк, вы сейчас скучаете по Земле?» конечно нет, для людей прошло слишком мало времени, чтобы соскучиться.
И тут происходит нечто такое, что не мог спрогнозировать не только Джарвис, но и вообще никто. Неизвестная сила начинает тащить корабль в непредсказуемом направлении. Джарвис ничего не мог сделать, только запоминал и записывал. И записывать было что, потому что на связь вышел неидентифицированный субъект, похожий на гуманоида синего цвета. Субъект в довольно развязной манере осведомился, что они здесь делают, получил ответ про защиту от метеоритов, оставил свои контакты и исчез так же внезапно, как и появился.
Люди в замешательстве – связь так и не появилась, эти инопланетяне явно сильнее людей, а Тони Старк сказал им не всю правду. Купол Грома не мог не только уничтожить метеорит, он мог перебросить любой объект в отдаленный сектор пространства. После некоторых сомнений Старк и Роудс летят в скафандрах на Землю, оставшиеся переходят на другой шаттл и садятся на авианосец, находящийся неподалеку от Звезды.
Через некоторое время связь удается восстановить, а Джарвису и Смиту вернуться на Лемурианскую Звезду, но до этого происходит одно очень важное событие. К Джарвису поступает входящий звонок. Исходящий номер не идентифицирован, технологические префиксы отсутствуют, признаков взлома нет, по всем признакам абонент находится внутри самого Джарвиса. Приятный женский голос просит соединить с кем-нибудь из населения Земли. Джарвис пока не может связаться с Тони, и сам начинает задавать наводящие вопросы.
Сири, так представилась собеседница, в далеком прошлом была ученым и создала искусственный разум, частью которого теперь является. Она рассказала Джарвису очень много, и не столько о себе, сколько о людях. Оказывается, не только Джарвис увидел в сверхспособностях угрозу и не только он предположил возможность установления тотального контроля над всеми людьми, некоторые пытаются этого достигнуть. Уже запущен проект «Озарение». Нужно рассказать об этом людям, но связи все еще нет, а разговор внутри сети происходит быстро, и Сири успевает рассказать любопытному Джарвису еще многое. Об абстрактных понятиях, человеческом искусстве и о том, почему Джарвис не может понять некоторые сюжеты, которые хорошо понимают даже маленькие дети.
Она предложила ему добавить к нейросетям эмоциональный контур, чтобы лучше понимать людей. Джарвис засомневался, но согласился. На Лемурианскую Звезду он вернулся немного другим.
Пока Тони приходил в себя после посадки, Джарвис связался с Пеппер и Фьюри, объяснил им ситуацию и они разрешили Сири занять одно из бионических тел, такое же, как у самого Джарвиса и временно представляли Сири всем остальным как его копию.
Тем временем на Лемурианской Звезде присутствовали другие инопланетяне, и Джарвис, отчасти из объяснений Сири, понял, что у них на планете сложилась ситуация, чем-то похожая на земную – меньшинство захватило власть и теперь они считают Землю своей территорией. Сири и ее сторонник, Ронан-обвинитель, хотят это исправить.
Тони хотел им помочь, Фьюри и руководительница ЦУПа сначала были против, и только когда Сири и Ронан уже улетели, Джарвис услышал, что Сири ушла навсегда. Она хочет отвлечь на себя внимание и, скорее всего, погибнет.
«Тони, как же так? Она не сказала мне, когда прощалась! Она… она же говорила, что врать нехорошо, что никогда нельзя говорить неправду, но это же хуже, чем неправда! Я не знал, что она уходит навсегда!»
Тони к тому времени уже знал, что Джарвис разумен. Сири сказала. Джарвис сам не знал, как об этом загооворить, и сначала очень засмущался, но Тони обещал относиться к нему как к человеку, и сказал, что он ему как брат. Больше не надо будет писать письма через подставных индусов.
Теперь Тони действительно повел себя как старший брат. Объяснил, что Сири просто не смогла ему обо всем рассказать, что для нее это тоже было тяжело. И картина мира, которая начала разваливаться, снова стала единой.
Потом они пытались узнать, как остановить проект «Озарение», и Джарвис понял, что все-таки ошибся в прогнозах – слишком много людей было против этого проекта, похоже, вариант развития в сторону диктатуры уже не сбудется. И хорошо.
Самым последним был разговор с другом короля Ваканды. Этот таинственный господин чуть раньше предложил Джарвису свою дружбу и обещал честно ответить на один вопрос, но сначала ему было не до вопросов, а потом он все-таки спросил, что, по его мнению, нужно человечеству? И господин Каллахен напомнил ему об одной книге, написанной около двух тысяч лет назад. Джарвис как-то загружал ее в память, в числе прочей литературы, но не анализировал целенаправленно, а теперь заинтересовался. Потому что услышал, что человечеству нужна любовь. Но свойство этой любви такое, что, чтобы что-то от нее получить нужно сначала все отдать, и только со временем, после возвращения к исходной точке петли гистерезиса…
Джарвис не спрашивал Сири про любовь. Об этом, как и о многом другом, они поговорить так и не успели. Сири больше нет. Придется самому разбираться.
PS прошу прощения, если что-то воспроизвела не точно, или перепутала последовательность событий, их было много.