Наш корреспондент беседует с доктором Стрэнджем, одним из ведущий специалистов "Прометеус бионикс".
- Сейчас "Прометеус" - известная фирма с уникальными разработками. её успехи пока не повторены. Скажите, если бы вам предложили перейти в другую фирму, занимающуюся тем же самым, вы бы перешли?
- В настоящее время для меня работа в "Прометеус Бионикс" - это возможность служить людям, используя все передовые достижения науки, и при этом практически уничтожать границы возможностей человека. Это передний край борьбы, и уходить с него я не намерен, а значит, мне по пути с "Прометеус".
- Говорят, "Прометеус" не допускает конкурентов, им выгодно оставаться единственными монополистами на рынке. Вы можете что-то сказать по этому поводу?
- Выгода от монопольного владения рынком, возможно, существует для кого-то, но в медицине монополия означает, что высококачественной помощи на всех не хватит, а стандарт качества самого монополиста неизбежно снизится. Этого "Прометеус Бионикс" позволить себе не может. Но использование изделий низкого качества, кто бы их ни производил, тоже неприемлемо - от этого неизбежно страдают пациенты, и борьба с этим ведется и будет вестись.
- Почему же тогда технологиями такого уровня пользуется только "Прометеус"?
Хотелось бы сказать, что это потому, что в "Прометеус" работаю я, а в других компаниях - нет. (Смеется) - Но правда в том, что "Прометеус" уже давно вкладывает средства в исследования, подбор и обучение персонала, вместе со мной работают многие специалисты высокого класса, и собрать подобную команду стоило труда. Я надеюсь, что у «Прометеус» в конце концов появятся честные, достойные конкуренты, и соперничать с ними - или сотрудничать - будет истинным удовольствием.
- Как говорится, поживём - увидим. Обратимся к делам "Прометеуса". Ходят слухи, будто бы компания платит баснословные деньги участникам рискованных экспериментов. Которые, елси пациент умирает, переходят к его семье. Так, говорят, было и с первым "робокопом" - Гарольдом Хейсом. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Говорить о том, что Гарольд Хейс согласился на эксперимент ради денег - все равно что утверждать, будто работать в полицию идут ради зарплаты и пенсии. Я много раз работал с полицейскими - после операции, нередко возвращавшей их с края смерти, они шутили, что могли бы найти работу и попроще, и подороже... А потом, выздоровев, возвращались защищать и служить. Гарольд был таким же - обыкновенный парень, да, но и герой.
- Расскажите об этом поподробнее, пожалуйста. В чём проявлялся его героизм?
- Гарольду пришлось делать нелегкий выбор, и неоднократно. Испытывать на себе первое бионическое тело - все равно что первый раз лететь в космос или испытывать первый сверхскоростной самолет. Очень трудно, очень опасно, и кто-то должен быть первым. Он мог выбрать проверенный путь - несколько протезов, инвалидная коляска, мирная жизнь преподавателя... Гарольд выбрал путь первопроходца, полный опасностей.
- Сколько было после него испытателей?
- В настоящее время «Прометеус» работает в этом направлении с несколькими пациентами - семь... Нет, в настоящее время уже восемь человек. Результаты работы с Хейсом дали нам возможность значительно улучшить модель, и хотя мы продвигаемся в этом направлении осторожными шагами - все же мы продвинулись далеко.
- Известно, что бионическое тело используется не только для людей. Джарвис - программа, разработанная двумя поколениями Старков - загружен в такое тело. В чём состоит научно-практическое значение этого эксперимента? Или это просто прихоть богача, вообразившего, что может тягаться с Богом и создать искуственного человека?
- В некотором роде эксперимент, в котором принял участие Хейс, показал, что нам либо еще рано спорить с Богом в этом вопросе, либо вовсе не стоит. Мы просто должны делать лучшее из того, что можем, чтобы облегчить страдания пациента или дать ему возможность жить полноценной жизнью... Для людей типа Гарольда полноценная жизнь - это жизнь, полная борьбы, жизнь, отданная на благо других людей. Если есть возможность сохранить жизнь человека, создав для него высокотехнологичного помощника - почему бы не попробовать. Искусственный интеллект, насколько мне известно, используется не только в работе СтаркИн, есть и другие области применения, и это направление перспективно - но я думаю, что человек может не бояться конкуренции.
- В самом деле? Пожарные, полицейские, космонавты - люди сложных, рискованных профессий. Но и кроме них, множество людей нуждаются в более совершенных телах. Так зачем тратить ресурсы компании на предоставление тел Старку?
- Сотрудничество Прометеус и СтаркИн в этом вопросе - оставим денежные подробности экономистам - уже дало много новых данных по усовершенствованию и удешевлению бионических тел. Чем больше мы знаем, тем больше можем сделать, тем лучше можем оказать помощь.
- Так Джарвис - это полезный эксперимент, вы хотите сказать? Какую же практическую пользу он приносит, как помогает усовершенствованию бионического тела?
- Если не углубляться в технические подробности, то помощь Джарвиса неоценима в сфере расширения возможностей бионического тела - можно проверять новшества, не подвергая сложным испытаниям пациентов-людей. Должен сказать, что тело человека - чудесный дар, его скрытые резервы неизмеримы, нам предстоит проделать долгий путь, чтобы сравниться с этим сложным творением.
- Спасибо за беседу, доктор. Чтобы вы хотели сказать нашим интересующимися наукой читателям?
- Выбор между хорошим делом и личным удобством, знанием или покоем может ждать каждого из нас - полицейского, врача, ученого, бухгалтера или домохозяйку. Не бойтесь выбрать добро - и тогда никто не останется без помощи. Не бойтесь выбрать знание - и человечество сможет, твердо стоя на земле, дотянуться до звезд.
- Спасибо за познавательную беседу, доктор!